БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ

БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ
БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ, специальные организации, имеющие своей задачей осуществление функций соц. страхования на случай б-ни застрахованных, участников Б. к., а в нек-рых случаях и членов их семейств. Функции Б. к. заключаются в выдаче денежных пособий и оказании адед. помощи, при чем размеры, продолжительность и условия выдачи пособий, а также формы и условия мед. обслуживания участников Б. к. и их семейств устанавливаются соответствующим законодательством данной страны и уставом Б. к. На Б. к. в ряде стран возлагается и ряд др. функций: выдача пособий беременным, роженицам и кормящим, пострадавшим от несчастных случаев и на погребение. Законодательством определяются—круг страхуемых, размер и распределение страховых взносов между предпринимателями и работающими по найму. Б. к., существующие во многих странах (см. подробнее Страховые кассы), образовались впервые в Германии в 1884 г. (закон о страховании рабочих). Организационная структура Б. к. различна—они могут объединять рабочих и служащих одного только предприятия, ряда их или нескольких профессий, а также застрахованных целого города или района. В большинстве буржуазных стран в правления Б. к. входят представители не только застрахованных, но и предпринимателей. Рабочие повсюду добиваются устранения влияния предпринимателей на дело Б. к. и требуют с этой целью их удаления из состава правлений Б. к. Во всех странах, кроме СССР, средства Б. к. составляются не только из взносов предпринимателей, но и из взносов самих рабочих. В России законопроекты о Б. к. стали разрабатываться в министерских канцеляриях после подъема революционной волны 1905 г. Затем эти законопроекты все более и более приспособливались к интересам промышленности. Чрезвычайно урезанный законопроект о В. к. комиссии Шипова подвергался изменениям со стороны реакционных Дум в течение 2% лет, с 1908 г. но 1911 г.; тем временем начался снова подъем рабочего движения, и Б. к. были введены законом от 23 июня 1912 г. (закон об обеспечении рабочих на случай б-ни), явившимся результатом долгой и упорной борьбы рабочего класса. Закон 1912 г. давал возможность Б. к. охватить лишь Vs часть всей массы русского пролетариата—рабочих фаб.-зав., горной, горно-заводской промышленности, трамвайных предприятий, внутреннего судоходства и жел.-дор. предприятий частного пользования,—при чем даже в этих отраслях промышленности действие закона не распространялось на фаб.-зав. предприятия с числом рабочих меньше 20, если в них имелся двигатель или паровой котел, и меньше 30, если двигателя или котла не имелось. Вне действия Б. к. остались, т. о., с.-х. и строительные рабочие, торговые служащие, прислуга, рабочие внешнего судоходства и железных дорог общего пользования и лица, занятые в домашней промышленности. Действие закона 1912 г., к тому же, не распространялось на Сибирь и Среднюю Азию. До революции Б. к. существовали в России в наименее демократичной форме—в виде фабричных касс, в к-рых лучше всего проводилось влияние предпринимателя. Стремление рабочих организовать крупные общегородские Б. к. встречало упорное противодействие со стороны правительства и предпринимателей, имевших большинство голосов в органах надзора за деятельностью Б. к. (в страховых присутствиях имелось только 2 представителя от рабочих на 15 членов, в страховом совете—5 рабочих из 26 человек: см. Социальное страхование и Страховые кассы). Представители от предпринимателей, имевшие на общем собрании уполномоченных Б. к. 2/з голосов, принадлежавших рабочим (председателем собрания был по закону предприниматель), а в правлении Б. к. всего на 1 голос меньше рабочих,—могли всячески тормозить деятельность Б. к. Средства Б. к. составлялись из взносов рабочих в размере 3/j всех взносов, и взносов предпринимателей, в размере лишь 8/«. Взносы рабочих составляли 1—-2% заработной платы (в мелких кассах максимум—-3%). Функции Б. к. были по закону ограничены лишь выдачей денежных пособий; денежные пособия могли выдаваться в пределах 54—Уз заработка семейных участников Б. к. и от %—% заработка одиноких. Продолжительность выдачи пособия не могла превышать, при длительном непрерывном заболевании, 20 недель, а при б-ни с перерывами—30 недель в течение года. Оказание же врачебной помощи не составляло по закону обязательной регулярной функции Б. к. Лечение рабочих оставалось и после издания этого закона обязанностью предпринимателей, к-рые должны были организовывать лишь амбулаторную помощь и первую помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, что являлось шагом назад по сравнению с положением 1866 г., изданным Комитетом министров (26 августа), когда промышленники на более крупных предприятиях обеспечивали и коечную помощь рабочим. Предприниматели могли вступать в соглашение с Б. к. об организации ими леч. помощи рабочим. В этом случае Б. к. принимали на себя все указанные обязательства предпринимателей по оказанию мед. помощи рабочим. Соответствующие расходы Б. к. должны были возмещаться предпринимателями. В виду того, что Б. к. было предоставлено право организовывать мед. помощь и семьям участников Б. к., то Б. к. не только стремились воспользоваться этим правом, но стали производить давление на предпринимателей, побуждая последних передавать им на договорных началах, согласно закону, дело организации мед. помощи и самим участникам, и покрывать все необходимые расходы. Т. к. большинство предпринимателей относилось резко отрицательно к предложениям Б. к. о передаче им дела оказания леч. помощи рабочим, не желая способствовать развитию рабочей самодеятельности, то Б. к. не смогли развить в этом направлении большую работу; лишь центральная Б. к. типографов в Одессе, Б. к. типографов в Екатеринбурге, трамвайная Б. касса в Екатеринославе и Б. к в Мелитополе, Саратове и Киеве имели соглашения с предпринимателями о передаче Б. к. организации мед. помощи. Прочим Б. к. пришлось развернуть свою деятельность, преимущественно, по организации мед. обслуживания членов семейств участников Б. к. Пионером в этом деле была Б. к. при Тульско-медно-прокатных и патронных заводах, организовавшая первую в России страховую амбулаторную лечебницу для членов семейств рабочих. По примеру Тулы Б. к. в ряде других городов организовали свои амбулатории. К лету (917 г. их было всего 10.Вообще,деятельность Б. к. по организации медицинской помощи более широко развилась в провинции, чем в столицах, т. к. в провинции мед. обслуживание рабочих фабричными леч. заведениями было значительно хуже. Помощь на дому и больничная помощь были развиты крайне слабо. Нек-рые Б. к. заключали соглашения с земскими и городскими больницами, санаториями и частными лечебницами, арендовали койки в родильных домах, санаториях, а в нек-рых случаях вступали в соглашение с отдельными врачами. Т. о., практические результаты деятельности Б. к. в области оказания леч. помощи были чрезвычайно малы, но необходимо учесть значение Б. к. как легальных возможностей для объединения сил рабочего класса. Февральская революция принесла с собой новый страховой закон Временного правительства от 25 июля 1917 г., к-рый предоставил Б. к. право брать в свое ведение (уже без согласия предпринимателей) мед. помощь. Но т. к. этим законом был установлен для предпринимателей максимальный размер взносов на врачебную помощь в 2% заработной платы (но не менее 18 р. на участника в год), то средств Б. к. было явно недостаточно для надлежащей постановки лечебной помощи. Закон этот сохранил все статьи закона 1912 г. о лечении рабочих, оставил лечение семейств рабочих на средства самих рабочих, передал установление мед. правил страховому совету, где рабочие не имели большинства, и не ввел обязательства предпринимателей делать единовременный взнос на оборудование леч. заведений при передаче дела мед. помощи Б. к. Закон этот, оставивший вне круга страхуемых целые категории работающих по найму (торгово-промышленных служащих, железнодорожников, сел.-хоз. рабочих и прислугу), не освободивший рабочих от бремени взносов и предоставивший целый ряд льгот предпринимателям, представлял собой яркий образец соглашения Временного правительства с буржуазией за счет интересов рабочих и вызвал целый ряд протестов со стороны рабочих организаций. Все же даже и этот, столь несовершенный, закон был широко использован больничными кассами, которые стали интенсивно объединяться в общегородские территориальные кассы и в союзы больничных касс, что облегчало возможность лучшей организации и медицинской помощи. Однако, лишь советское законодательство освободило Б. к. от всех пут, мешавших широкому развитию их деятельности. Один из первых декретов Советской власти (16 ноября 1917 г.), согласно к-рому все фаб.-зав. леч. заведения, со всем их движимым и недвижимым имуществом, переходили безвозмездно во владение Б. к., нанес последний удар фабричной медицине (см.) и подвел прочную базу под деятельность Б. к. по оказанию мед. помощи. Следующий декрет (принятый ЦИК'ом 22 декабря 1917 г. и опубликованный 31 декабря 1917 г.)—• «Положение о страховании на случай бо- лезни», к-рым гос. страхование было распространено на всех лиц наемного труда и по всем видам страхования, с возложением всех расходов на предпринимателей,—установил обязательность перехода леч. дела в руки Б. к. и возложил на них обязательство оказания мед. помощи застрахованным и членам их семейств. Взносы работодателей определялись в размере 10% выплачиваемой заработной платы. Б. к. взяли в свои руки все фаб.-зав. леч. заведения, организовали амбулаторное лечение в своих амбулаториях, а в нек-рых местах—и квартирную помощь в специальных пунктах «помощи на дому». Для организации стационарной помощи Б. к. реквизировали целый ряд стационаров, принадлежавших частным лицам, благотворительным обществам, прежним общественным самоуправлениям, а также ряд аптек и лабораторий. При многих Б. к. были образованы специальные мед. отделы для руководства делом оказания мед. помощи. Б. к. развили энергичную работу по организации мед. помощи застрахованным. Вигдорчик отмечает это след. образом: «В Б. к. руководство делом переходит к коммунистам. Это резко изменяет и темп и методы работы Б. к. Строительство кассовой медицины приобретает лихорадочную быстроту и начинает проводиться революционными методами. В один год создается грандиозная организация, о к-рой едва ли когда-либо мечтали страховые деятели прежней эпохи». Однако, вследствие огромного роста числа застрахованных, за которым строительство медиц. учреждений Б. к. совершенно не могло поспеть, Б. к. не могли удовлетворить в достаточной степени нужду застрахованных в медицинской помощи. По мере развития социалистического строительства после Октябрьской Революции (национализация всей частной промышленности, введение всеобщей трудовой повинности и т. д.) и, главным образом, благодаря государственной организации охраны здоровья населения, Б. к. теряли все более и более свое значение. 31 окт. 1918 г. было издано «Положение о социальном обеспечении трудящихся», согласно ■ к-рому руководство всем делом соц. страхования было сосредоточено в подотделах соц. обеспечения и охраны труда Отделов труда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Организация мед. помощи самим участникам Б. к. была возложена на подотделы соц. обеспечения; о членах же семейств застрахованных должны были заботиться органы здравоохранения. Б. к., таким образом,, вначале превратились во вспомогательный аппарат подотделов соц. обеспечения, а затем, по мере укрепления последних, все более и более теряли смысл отдельного существования. Когда органы здравоохранения значительно окрепли, и идея единства советской медицины нашла себе реальное выражение в объединении разрозненных прежде мед. учреждений в одном ведомстве, под единым руководством и управлением,—отпали последние основания к оставлению мед. обслуживания застрахованных в ведении Б. к. Уже в августе 1918 г. НКЗдр. издал «Положение об отделе страховой медицины при Комиссариате здравоохранения и медико-сан. отделах Советов Р., Кр. и Кр. Д.», согласно к-рому указанный отдел «наблюдает за правильностью постановки Б. к. врачебной помощи во всем ее объеме, в соответствии с требованиями медицины и гигиены, организует, направляет и руководит мед .-сан. деятельностью Б. к.». Далее, декретом СНК от 18 февраля 1919 г. Б. к. вменено было в обязанность передать все свои мед. учреждения органам здравоохранения, чему предшествовала упорная борьба сторонников принципа единой советской медицины с приверженцами страховой медицины (см.). Спустя месяц после этого, декретом от 18 марта 1919 г., Б. к. были ликвидированы. Богатый опыт Б. к. был в дальнейшем использован при введении вновь соц. страхования при новой экономической политике (декрет СНК от 15 ноября 1921 г.) во время организации страховых касс. Но функции по оказанию мед. помощи застрахованным и членам их семейств уже были возложены не на страховые кассы, а остались в ведении органов Народного комиссариата здравоохранения (см. Страховые кассы, Социальное страхование). Лит.: Вигдорчик Н. А., Теория и практика социального страхования, вып. 2, 3, 4, М.—П., 1923; его же, Страхование на случай болезни в России, СПБ, 1914; Данской Б. Г., Дореволюционная страховая кампания, М., 1923; Б а т у р-с к а й Г. и Шварц С, Устав больничных касс, СПБ, 1913; Г о р ф и н Д. В., Главные достижения и основные этапы в организации медпомощи застрахованным («Пять лет советской медицины», М., 1923); . Ст.рашун И. Д., 10 лет борьбы пролетариата за здоровье («10 лет Октября и советская медицина», под ред. Н. А. Семашко, М., 1927); Mollers В., Gesundheitswesen und Wohlfahrtspi'lege im Deut-sclien Reiche, Б.—Wien,1923; Die Krankenversiche-rung (Studlen und Berichte des internationalen Arueitsamts, Genf, 1925).                            Д. Горфин.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ" в других словарях:

  • БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ — учреждения социального страхования, выплачивающие застрахованным лицам пособия по болезни или оплачивающие медицинское обслуживание при общем заболевании и родах. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь …   Экономический словарь

  • БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ — учреждения социального страхования, выплачивающие застрахованным лицам пособия по болезни или оплачивающие медицинское обслуживание при общем заболевании и родах …   Юридическая энциклопедия

  • больничные кассы — deutsch: Krankenkassen pl english: health insurance funds, sickness funds Правоспособная корпорация публичного права в системе законодательно установленного страхования на случай болезни. Действует на основе самоуправления. Существует множество… …   Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

  • БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ — учреждения социального страхования, выплачивающие застрахованным лицам пособия по болезни или оплачивающие медицинское обслуживание при общем заболевании и родах …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • больничные кассы —    учреждения социального страхования, выплачивающие застрахованным лицам пособия по болезни или оплачивающие медицинское обслуживание при общем заболевании и родах …   Словарь экономических терминов

  • КАССЫ БОЛЬНИЧНЫЕ — см. БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 …   Экономический словарь

  • КАССЫ БОЛЬНИЧНЫЕ — (см. БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • кассы больничные —    учреждения социального страхования, выплачивающие застрахованным лицам пособия по болезни или оплачивающие медицинское обслуживание при общем заболевании и родах …   Словарь экономических терминов

  • Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» — Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни»  закон Российской империи, принятый 23 июня 1912 года. Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для… …   Википедия

  • ГЕРМАНИЯ — ГЕРМАНИЯ. Площадь Г. 468.746 кв. км. Население на 16 июня 1925 г. 63.178.619 чел. (30.583.823 мужч. и 32.594.796 женщ.), против 64.925.993ч. в 1910 г. Плотность населения 134,24 на 1 кв. км в 1925 году (против 124,19 в 1910 г. и 127,16 в 1919 г.) …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»